Врачи разных профилей очень активно используют метод ультразвукового исследования, ведь он позволяет определять множество болезней. Данный метод безопасен для пациентов и при этом дает много полезной информации для доктора. Именно поэтому ультразвуковая диагностика так востребована сегодня, а в каждой больнице обустраивают отдельные кабинеты.
На сегодняшний день очень распространены частные кабинеты УЗИ, к которым выдвигается ряд серьезных требований. Полностью изучить их можно в Стандарте «Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований», который утвержден Минздравом РФ от 1.12.2005 года №753н.
Открытию кабинета чередует долгая подготовка пакета документов. Их можно получить в следующих инстанциях: Роспотребнадзор, муниципалитет и пожарная инспекция. Каждая из организаций требует свой перечень документов.
Стандарты оснащения кабинета УЗ-диагностики
Еще потребуется зарегистрировать юридическое лицо, а также подать документы в лицензионную комиссию. Именно этот орган может выдать разрешение на осуществление ультразвукового исследования частным кабинетом.
Полный список требований детально описан в СанПин 2.1.3.2630-10. Главная рекомендация – это кабинет обязан находиться на первом этаже. Полуподвалы, цокольные помещения и подвалы полностью исключаются.
Основные критерии – освещенное, теплое и хорошо проветриваемое помещение. Должна быть подведена холодная и горячая вода, оборудовано кондиционирование и вентилирование воздуха, искусственное или естественное освещение.
Кабинет не должен быть одним помещением, а состоять из нескольких отдельных:
В помещении нужно создать оптимальные климатические условия: скорость движения воздуха (допустимый максимум 0,15 м/с), влажность (40-60 %), температура (22–24℃), зона диагностики должна иметь уровень определенный шума (не превышать не выше 50 дБА).
Для стен выбирают светлые тона. Допускается лишь окрашивание стен, облицовка разными материалами (например, плитка) запрещена.
Из-за особенностей работы устройства, нужно до предела снизить уровень шума. С этой целью используются специальные звукопоглощающие материалы, которыми отделываются потолки и стены.
Кабинет УЗИ не очень требователен в вопросе мебели, достаточно шкафа для документов, стола врача, регулируемой высоты кушетку, стулья и столик, необходимый для обработки рабочего инструмента.
Кушетку устанавливают с таким расчетом, чтобы доктор мог свободно подойти с любой стороны. Можно ставить в центре помещения или на небольшом удалении от стен. Мебель для врача должна быть удобной и эргономичной. В кресле нужна функция наклона спинки, регулировки высоты и вращения. Материл обшивки, должен легко поддаваться очистке.
Освещение рабочего места врача и кабинета в целом играет важную роль, поэтому к нему существуют отдельные требования. Они находятся в СанПин 2.2.2/2.4.1340-03:
Лучше всего использовать люминесцентные лампы для нужд диагностического кабинета.
На ультразвуковое обследование будут приходить люди с разными недугами и жалобами. Поэтому рационально будет использовать универсальное ультразвуковое устройство, которое имеет в комплекте несколько датчиков. Это позволит проводить комплексное исследование.
Чтобы проводить процедуры УЗИ, нужно обладать сертификатом врача лучевой диагностики.
Существует руководство с гигиеническими нормами, который утвержден СанПином:
Все установленное оборудование должно полностью сопровождаться документацией, где прописаны все акустические параметры.
Чтобы быть допущенным до работы с УЗ установками, сотруднику должно исполниться 18 лет. Также должны быть успешно пройдены инструктаж техники безопасности, обучение, а еще нужно доказать умение работать с аппаратурой. Беременным женщинам не разрешается работать с УЗ оборудованием.
Правила проведения обследования:
Новое ультразвуковое оборудование может обходиться без технического и сервисного обслуживания не более трех лет. По истечению данного срока, профилактический осмотр нужен каждый год. Это необходимо для оценки качества получаемого изображения и проверки общего состояния техники.
Также СанПин 2.1.3.2630-10 регулирует вопрос обработки датчиков, которые используются вместе с ультразвуковыми аппаратами. Их постоянно дезинфицируют при помощи физических и химических методов, что зависит от изделия и его предназначения.
Если датчик имеет некоторые разрушения корпуса, линзы или разъемов, тогда дезинфекция запрещена.
Три уровня обработки датчика:
Датчик всегда очищается после каждого пациента. Подойдет вода или неагрессивное химическое средство, спрей либо же специальные салфетки. Все стыки нужно хорошо почистить щеточкой.
Разные загрязнения и остатки геля нужно полностью удалить.
Важное замечание: нужно обязательно знать, влагостойкий датчик или нет, перед его чисткой.
После очищения устройства, его необходимо подержать в дезинфицирующем средстве, а потом просто дать высохнуть.
Для начала производят поверхностную дезинфекцию и очистку, как в первом случае.
Далее – глубокую. Это относится и к ректальным и вагинальным датчикам. Врач должен использовать перчатки при очистке.
Облучатель-рециркулятор бактерицидный БР6-300Н (нерж. сталь)
На этапе глубокой очистки, устройство на время замачивается в дезрастворе. Нужно ознакомиться к инструкцией, где точно указаны разрешенные для дезинфекции растворы. Еще там прописана глубина, на которую нужно погрузить прибор.
Далее датчик промывают чистой водой. При использовании токсических альдегидов, промывку водой нужно повторить трижды, в разных емкостях с чистой водой. В конце прибор просушить и протереть тканью.
Стерилизация датчиков может производиться только при помощи специальных устройств – стерилизаторов. Специальное автоматическое оборудование может гарантировать 100% стерильность. Данные устройства зачастую универсальные, поэтому могут стерилизовать разные датчики и другие предметы. Стерилизатор – это лучший и самый безопасный способ очистки.