Иммуноферментный анализ — это довольно популярное направление в сфере лабораторной диагностики. Первые ИФА лаборатории начали открываться в начале 80-х, а базой послужили разные специализированные учреждения: станции переливания крови, центры борьбы со СПИДом, инфекционных больниц, венерологических диспансеров и т.д.
Чтобы лаборатория ИФА на базе дерматологической больницы могла функционировать полноценно, она должна быть оборудована в полном соответствии с пунктом №4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 г. №151н (редакция от 29.09.2011 г. с изменениями, вступившими в силу с 27.12.2011 г.) «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля и больным лепрой»; приложением №9 «Стандарт оснащения клинико-диагностической лаборатории».
Лаборатории типа ИФА – подразделения клинико-диагностической лаборатории медицинского учреждения, которые могут оказывать услуги следующих специализаций:
Лаборатория ИФА может выявлять разные инфекционные заболевания, оценивать иммунный статус и многое другое. Сделанное заключение позволит назначить схему лечения, определить дальнейшие методы диагностики, а также контролировать эффективность принятых мер.
Центрифуга лабораторная ELMI CM-6MT
В процессе работы все сотрудники лаборатории руководствуются общепринятыми правилами сбора, перевозки и хранения биоматериалов. Качество проводимых исследований регулярно проверяется с помощью внутреннего и внешнего контроля. Ведь только так можно гарантировать исключительную точность и объективность полученных результатов.
Количество сотрудников может быть разным, ведь все зависит от мощности организации или лаборатории. Однако имеется рекомендованный список штатных единиц: старший лаборант, врач клинической лабораторной диагностики, заведующий, медицинский технолог, санитарка.
Чтобы претендовать на должность заведующего, лаборанта или врача, необходимо иметь высшее медицинское образование. Специалисты должны иметь соответственный уровень квалификации.
Площадь помещения должна составлять не менее 30 м², чтобы удобно поместить оборудование и всю необходимую мебель.
Кабинет должен быть подключен ко всем коммуникациям – отопление, канализация, водопровод, электричество. Розеток нужно достаточное количество, а еще они должны иметь систему заземления. Помещение обязательно оснащается системой кондиционирования и приточно-вытяжной вентиляцией.
В помещении необходимо обеспечить хорошее отопление и регулярное проветривание. Должна быть предусмотрена защита от повышенной влажности и прямых солнечных лучей, иначе результаты анализов могут оказаться неточными.
Микроскоп стереоскопический Микромед МС-1 (вар.2С) Digital
На полу используется нескользкое покрытие, которое хорошо переносит ежедневную влажную уборку со специальными дезинфицирующими и моющими средствами. Стены, полы делают ровными и гладкими.
Для стен рекомендуется применять современные материалы – СМЛ панели, они же стекло-марганцевые листы с акриловым покрытием. На сегодняшний день именно этими панелями отделывают стены медицинских кабинетов. Материал пользуется спросом из-за высокой прочности и надежности, ведь он не горит, не гниет, на нем не растут грибки.
Кабинет лаборатории ИФА делят на две зоны – «чистую» и «грязную».
«Чистая зона» необходима для автоклавного помещения, а также личной комнаты персонала (хранения одежды, приема пищи), душ для фильтра, туалет.
Термостат суховоздушный ТСО-1-80 СПУ
«Грязная» зона отведена для регистрации и приема материалов. Здесь же производят подготовку материалов для исследования. Имеются отдельные помещения моечной, туалета и душевая для сотрудников.
Для полноценной работы лаборатории ИФА нужен внушительный список устройств:
Еще понадобятся бытовые холодильники, бактерицидные облучатели и одно- и восьмиканальные пипеточные дозаторы в наборах.
Стол лабораторный островной Сло 22.001
Разработчики могут предложить широчайший выбор оборудования, которым можно укомплектовать любую ИФА лабораторию. Особенно стоит выделить: шейкеры и термошейкеры, мультиплексные ИФА анализы, диагностические тест-системы, люминесцентные анализаторы. Подобные устройства помогают значительно повысить производительность лаборатории и увеличить точность получаемых результатов.
Помимо оборудования, лаборатория требует специальной мебели, которая рассчитана на специфику проводимой работы. Мебель позволяет создать комфортные условия для сотрудников, однако она должна отвечать нормам безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям. Реагенты для работы должны находиться на своих местах и храниться при соответствующих условиях.
Для данного типа лабораторий рекомендуется использовать металлическую мебель, благодаря ее износостойкости, долговечности и устойчивости к воздействию температур, реагентов и других факторов.
Если говорить о лабораторных столах, то оптимальная площадь столешницы – 1,5-2 м. У каждого работника должен быть собственный стул. Из прочей мебели, в лаборатории должны быть тумбы для инвентаря, вытяжные шкафы, шкафы для реактивов и посуды (документов), столы-мойки.